воскресенье, 26 апреля 2009 г.

Психологические установки

В человеке обыкновенном в течении жизни инсталлируется огромное количество программ реагирования. Многие из программ играют вспомогательную для жизнедеятельности роль. В тоже время есть и такие, которые осложняют нам жизнь.

Чтобы застраховаться от запуска нежелательных поведенческих программ необходимо при взаимодействии с элементами социума включать изредка мозги и не позволять манипулировать собой.

Буддисты назвали бы это осознанностью, на мой взгляд это просто интеллектуальное присутствие в выполняемом действии.

В качестве примера программы (прога уступчивости) приведу небезызвестный эксперимент Э. Лангера.

Психолог провёл очень простой эксперимент. Он подходил к очереди и просил пропустить его без очереди. В процессе он выяснил, что около 90% людей разрешают пройти, если он говорил:

-Разрешите мне пройти без очереди, потому что я спешу.

А если спросить: "Разрешите мне пройти без очереди", - то количество желающих уступить сокращалось вдвое.

Первоначально Лангер думал, что в первом случае уступают из-за того, что он спешит. Однако впоследствии продолжая эксперименты он понял, что это не так.

В третьем эксперименте он произнёс следующее:
-Разрешите мне пройти без очереди, потому что мне очень надо.
И снова количество разрешивших было около 90%. Из всего этого Э. Лангер сделал вывод, что словом побуждающим к уступчивости было "потому что", а значение причины для людей смысла не имела.

Таким образом слово "потому что" выступало сигналом для запуска у людей программы уступчивости.